2018/4(34)

Содержание

Историческая культурология

Трошин А.А.

Перепелкин Л.С.

Рыбак К.Е.

Рыбак К.Е.

Лакутина Н.П.,
Окороков А.В.

Прикладная культурология

Перваков И.В.,
Семенцова К.Р.

Цивилизация и культура

Парилов О.В.

Бабилунга Н.В.

Научная жизнь

 
УДК 808.1
Довгий О.Л.
Конференция «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA – 4)
 
Аннотация. Материал представляет собой краткий отчет о прошедшей в сентябре 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Международной научной конференции «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA – 4).

Ключевые слова: бестиарий, семиотика культуры, символ, метафора, эмблема, программа «RES et VERVA».


 

26-27 сентября 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете прошла международная научная конференция «Бестиарный код культуры». Это четвертая встреча в рамках программы «RES et VERBA», которую проводит гуманитарный клуб «Intrada» совместно с Институтом филологии и истории РГГУ. В этом году к числу организаторов присоединился Институт мировой литературы им. А.М.Горького (ИМЛИ РАН).

Если на трех предыдущих конференциях речь шла в основном о бестиариях разных авторов, то на четвёртой участники занимались собиранием бестиарных ключей, кодов в единую картинку. Иначе говоря, целью встречи было осмысление бестиария как семиотической системы.

Тон конференции задавала откровенно хулиганская заставка на экране Профессорской аудитории: картина неизвестного французского художника 18 века «Обезьяна-живописец» из Руанского музея, а на слишком открытой части тела натурщицы ярко-красная надпись: «18+» – как ответ чересчур рьяным блюстителям нравственности.

В конференции участвовали 45 учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Калининграда, Екатеринбурга, Костромы, Нижнего Новгорода, Лондона – среди них как заядлые «бестиарщики» (не пропускающие ни одной встречи), так и вновь присоединившиеся. Как всегда, активны были представители МГУ (филфак и журфак), РГГУ, СПбГУ; большие «десанты» прибыли из ИМЛИ и Высшей школы экономики. За два дня было прослушано 45 докладов; их хронологическая, географическая и тематическая амплитуда могла удовлетворить вкусы самых капризных и искушенных слушателей. Все сообщения были посвящены бестиарным шифрам в различных культурных дискурсах (политическом, религиозном, философском, социологическом, поэтологическом).

На этой конференции не было деления на секции: все слушали всех. При составлении программы организаторы старались придерживаться хронологического принципа, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы – и, как потом оказалось, в этом художественном беспорядке есть глубокий смысл. Открыл парад зверей дельфин. Е.В.Пчелов подробно описал его путь от эпохи античности до Московского царства. А дальше начался настоящий карнавал. Как в калейдоскопе, сменяли друг друга птицы, звери, насекомые на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis» (А.В.Нестеров); бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого (А.В.Архангельская); превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII – нач. XIX вв. (В.Л.Коровин); звери святого Антония у Дм.Бобышева и М.Шемякина (Ю.Б.Орлицкий), ломоносовские «безразумные козлята» (Д.П.Ивинский), новый постсоветский оборотень (А.Арендт); животные Кулика и Сорокина (Д.М.Давыдов); тарологическая конюшня Райдера-Уэйта (О.Лемберг) и многое-многое другое.

Многое увиделось в новом свете. Крокодиловы слёзы при поедании человека – лицемерие или истинное раскаяние (А.Е.Махов)? Осталась ли химера в прошлом или ее следы можно обнаружить в современных вымыслах (М.Ф.Надъярных)? Зачем мы пользуемся вторичной бестиарной номинацией; что дают характеристики, вроде: «Сей лев – осёл»; «Конь летит орлом» (О.Л.Довгий)? В обличье каких зверей предстают Н.Саркози и Ф.Олланд в глазах СМИ? (О.А.Кулагина)?

На этой конференции нет деления на молодых и маститых, в программе отсутствует указание титулов и степеней. Доклад студентов 3-го курса Высшей школы экономики Е.А.Кузьменко, А.О.Максимовой, Э.Г.Мустакимовой о звуках животных в языках мира вызвал не меньший интерес, чем выступление их преподавателей А.С.Выренковой, Б.В.Орехова, Т.И.Резниковой о том, какие семантические сдвиги происходят при перенесении бестиарных глаголов на человека: когда мы говорим, что люди ржут, блеют, хрюкают.

Конференция всегда проходит в два дня, независимо от количества докладов. Соблюдение регламента, по убеждению организаторов, – это не оковы, а повод сделать свое сообщение максимально информативным, ярким, запоминающимся.

Все, кто хоть раз побывал на бестиарной встрече, отмечают, что это совсем не похоже на строгую научную конференцию; говорят об особой атмосфере, царящей там. Это встреча друзей, интересная игра – хотя вопросы обсуждаются совсем не шуточные; и научный уровень очень высок.

Четыре года участники складывали бестиарную картинку мира из самых мелких кусочков, добавляемых историками, философами, филологами, лингвистами, искусствоведами, тарологами. Кони античности, кони в эмблематике, конская метафора в русской поэзии, кони в театре, конские звуки, перенесённые на человека, кони в картах Таро… А в результате – мир в зеркале коня, прочитанный и увиденный совершенно по-новому. И так – с каждым животным. Каждый зверь добавляет свои краски в общую семиотическую систему. «Все говорили про разное, а картинка складывалась единая», - так выразил идею встречи Зюзель Вульф.

По общему мнению, этот бестиарий – самый удачный. И, тем не менее, организаторы задумали изменить формат встреч. Почему? А потому что автоматизация, съедающая «вещи, платье, мебель, жену и страх войны» (В.Б.Шкловский), неминуемо должна коснуться и бестиарных конференций. Чтобы остаться, они должны измениться. Пятая встреча будет называться «Пять чувств: Люди и звери».

В заключение обзора мы просто приведем полную программу конференции.

Пятница 26 сентября

10.00–14.00 – утреннее заседание

Пчелов Евгений Владимирович (Москва)
Путь дельфина: Античность, Ренессанс, Московская Русь - к истории символической семантики образа

Надъярных Мария Фёдоровна (Москва)
Мифологика терратоморфизма или Следы химеры в современных вымыслах

Зеленин Даниил Андреевич (Ижевск- Москва)
Риторические стратегии совмещения человеческого и звериного в эмблематике

Субботина Ольга Владимировна (Санкт-Петербург)
Визуализация греха в европейских первопечатных книгах: истоки и развитие бестиарных образов гордыни

Махов Александр Евгеньевич (Москва) Трансформация средневековых бестиарных мотивов в ренессансной эмблематике

Нестеров Антон Викторович (Москва)
Украшение или ключ: «птицы, звери, насекомые» на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis»

Нейматзаде Сабина (Баку)
Бестиарный код и мусульманская каллиграфия

Рогова Ася Георгиевна (Санкт-Петербург) Райские птицы у английских романтиков.

14.45–19.00 – вечернее заседание

Гуревич Татьяна Александровна (Москва)
«Животный магнетизм» мемуарной прозы Томаса Де Квинси.
Ивинский Александр Дмитриевич (Москва) Люди, животные и проблема воспитания в русской журналистике 1760-х гг.

Довгий Ольга Львовна (Москва)
Вторичная бестиарная номинация

Рыбина Мария Сергеевна (Уфа)
Птичья метафора в творчестве М.Пруста

Кулагина Ольга Анатольевна (Москва)
Елисейский зоопарк, или бестиарные портреты Н.Саркози и Ф.Олланда

Попова Александра Александровна (Балашов)
Семиотика бестиарности в поэмах Томаса Элиота

Федунина Ольга Владимировна (Москва)
Мотив двойничества в «Кошке» Колетт

Ганиева Регина Равильевна (Москва)
Человек-лошадь Висенте Бласко Ибаньеса

Голубцова Анастасия Викторовна (Москва) «Змей» Луиджи Малербы

Резниченко Анна Игоревна (Москва)
Бестиарий Сергея Раевского

Фаризова Нина Омаровна (Москва)
Бестиарий Александра Введенского

Устинов Алексей Валерьевич (Кострома)
Бестиарность в художественном творчестве Д.Л. Мордовцева

Голубков Андрей Васильевич (Москва)
Хамелеон во французском прециозном дискурсе 17 столетия
 

Суббота 27 сентября

10.00–14.00 – утреннее заседание 

Архангельская Анна Валерьевна (Москва)
Бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого.

Коровин Владимир Леонидович (Москва)
Превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII – нач. XIX вв

Ивинский Дмитрий Павлович (Москва)
А за безразумных козлят ответишь!..: К описанию культурных контекстов «Гимна бороде»

Алпатова Татьяна Александровна (Москва)
Бестиарий М.Ю.Лермонтова

Орлицкий Юрий Борисович (Москва)
Звери святого Антония у Дм. Бобышева и М. Шемякина

Волховская Анна Григорьевна (Москва)
1001 петух А.С.Пушкина

Ненарокова Мария Равильевна (Москва)
История Пташечки-Соловья в бестиариях и книгах эмблем

Казакова Екатерина Владимировна (Нижний Новгород)
Анималистические персонажи Средневековья во французском литературном сознании ХХ века (бестиарии и «Роман о Лисе» Мориса Женевуа)

Овчинникова Лада Олеговна (Калининград)
Одухотворение животного мира как фундаментальная особенность аксиологической картины мира Куранова

Скрябина Алиса Вадимовна (Калининград)
Чудесный зверинец Н.Кононова

Зюзель Вульф (Санкт-Петербург)
Роман «Суер-Выер» и легко решаемая проблема Сциапода

Казмирчук Ольга Юрьевна (Москва)
Оппозиция «Чёрное – белое» при создании образов кошек и собак (на материале литературного творчества детей).

14.45–19.00 – вечернее заседание 

Арендт Ариадна Александровна (Лондон)
Новый постсоветский оборотень

Выренкова Анастасия Сергеевна, Орехов Борис Валерьевич, Резникова Татьяна Исидоровна (Москва)
Звуки животных в мире людей: типология семантических сдвигов

Кузьменко Елизавета Алексеевна, Максимова Анастасия Олеговна, Мустакимова Эльмира Гаязовна (Москва)
Грустное рычание и бодрое мычание: какие звуки издают животные в разных языках

Купцова Ольга Николаевна (Москва)
«Все мы немножко лошади» (кони-лошади в драматическом театре)

Нестеренко Мария Александровна (Москва)
Рогатая кошка, балхашский тигр: бестиарий в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Закутняя Ольга Валерьевна (Москва)
Бестиарий «Коралины» Нила Геймана: образы, персонажи, герои.

Антанасиевич Ирина (Белград)
Забытые супергерои: животные в комиксах

Ткачук Лилия Александровна (Москва)
Архаичный космос эвенков и его зооморфные обитатели.

Давыдов Данила Михайлович (Москва)
Животное как субъект: от Кулика и Сорокина до Кузнецова и Горалик

Лемберг Ольна (Москва)
«Три белых коня» и «Четыре Всадника» – конюшня Райдера-Уэйта

© О.Л.Довгий, 2014.

Материал поступил в редакцию 06.10.2014.

Довгий Ольга Львовна,
кандидат филологических наук,
факультет журналистики
МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва),
e-mail: olga.dovgy@yandex.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2018.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev