2017/4(30)

Содержание

Теоретическая культурология

Ильин Н.П.

Историческая культурология

Графова Е.О.

Гуманитарные исследования

Сенюшкина Т.А.

Прикладная культурология

Швец Л.Г.

Глембоцкая Я.О.

Myзееведение

Нельзина О. Ю.

Бабекин Д.В.

 
Нельзина О. Ю.
Проблемы, возникающие при реализации проектов этнографических музеев, парков этнографической реконструкции и этнических деревень на региональной периферии в Российской Федерации
(Часть 1)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы таких объектов, как этнографические музеи, парки этнографической реконструкции, этнические деревни, музеи под открытым небом, этностойбища и этноаулы, а также проблемы, характерные для подобных комплексов. Этнографический туризм, как самостоятельная сфера, позволяющая изучить национальные особенности различных народов. Создание среды, удобной для посетителей, в том числе для групп маломобильных граждан.

Ключевые слова: этнографический музей, этническая культура, музей под открытым небом, парки этнографической реконструкции, этнографический туризм, этноаул, историческое наследие, культурная традиция.




Интерес к традиционной этнической культуре и «возвращение к корням» - этот процесс всё больше проникает во многие сферы жизни человека. Изготавливается мебель, и появляются интерьеры в стиле «этно», происходит строительство зданий и сооружений из «традиционных», натуральных материалов. Традиционная кухня, стилизованные предметы быта, одежда из экологических материалов вызывает всё больший интерес в городских агломерациях. Пользуются популярностью национальные праздники, фестивали, обряды, традиционные игровые формы – в принципе всё это можно назвать модными течениями. В индустрии туризма и гостиничного бизнеса также происходят заметные изменения.

Развитие туризма в мировом пространстве неразрывно связано и напрямую зависит от культурных и национальных особенностей различных народов. Средства массовой информации и, в определённой степени, веяния моды побуждают туристов при посещении новых стран знакомиться с обычаями местных жителей, с их бытом и традиционным укладом жизни. Туроператоры, в своём стремлении предложить всё более разнообразные и интересные туристические продукты — это, безусловно, учитывают и разрабатывают новые маршруты с учётом пожеланий туристов. Всё большую популярность в мире приобретает этнографический и экологический туризм. Соответственно развиваются и сопутствующие сферы - строительство гостиниц в этно - стиле, оформление интерьеров в соответствии с местными традициями и с использованием (насколько это возможно) традиционных материалов. Сотрудники фирм - аниматоры предлагают клиентам принять участие в различных мероприятиях - в национальных играх, конкурсах, пропагандируют культуру региона. Этнотуризм характерен тем, что повсеместно предоставляет возможности для знакомства и соприкосновения с подлинной, уникальной традиционной жизнью различных этносов. Вообще же, «этнографический туризм» - это поездки, путешествия людей в другие страны или регионы с познавательной и развлекательной целью. Они знакомят путешественников с культурой и бытом определённого народа, его языком, фольклором, этническим творчеством, традициями, обычаями, национальными костюмами и рассчитаны на разнообразные категории туристов. Этнокультурный, аборигенный, фольклорно - этнографический, этноэкологический и другие виды туризма повсеместно приобретают всё большую популярность.

Сегодня в мире этнографический туризм – это самостоятельное направление в этой индустрии. В нашей же стране он считается разновидностью культурно - познавательного туризма. С каждым годом всё большее количество регионов принимает участие в государственных программах развития туриндустрии. Этнографический туризм характерен тем, что интересен широкому кругу людей, туристам разнообразных категорий: иностранцам, молодёжи, интересующейся традициями и национальными обычаями своих предков, людям старшей возрастной категории, в том числе занимающихся паломническим туризмом.

Как самостоятельная сфера, этнографический туризм берёт на себя выполнение определённого количества социальных функций:

- сохраняет многообразие культур современного мира;
- обеспечивает сохранение исторического, культурного, социального и ландшафтно - экологического разнообразия;
- способствует сохранению культуры региона, укреплению чувства идентичности;
- повышает культурный уровень коренного населения, налаживает культурные связи с представителями иных культур;
- повышает экономический уровень развития региона, обеспечивает занятость коренного населения;
- способствует укреплению толерантного отношения к представителям различных этносов;
- способствует возрождению традиций - местной кухни, местных традиционных ремёсел и предметов быта;
- помогает поддерживать финансовую стабильность объектам культуры - музеям, театрам, паркам культуры и отдыха и т.д.

Парки этнографической реконструкции, этнические деревни, этнические стойбища, этноаулы, этнографические музеи и музеи деревянного зодчества – эти объекты повсеместно распространены на территории Российской Федерации. Все они сталкиваются с рядом проблем, характерных для их специфики и для регионов, в которых они расположены.

По количеству парков этнографической реконструкции и этнических деревень (как существующих, так и проектируемых) лидирует Приволжский федеральный округ, за ним следует Центральный федеральный округ, затем Дальневосточный. Далее в порядке убывания количества объектов - Уральский федеральный округ, Южный и Сибирский федеральные округа, Северо - Западный федеральный округ, Северо - Кавказский Федеральный округ и Крымский. На территории Приволжского федерального округа больше всего их в Республике Удмуртия, в Чувашской республике, на территории Пермского края.

Несмотря на достаточную развитость, по сравнению с другими регионами, интересующие нас объекты в Республике Удмуртия испытывают ряд трудностей, влияющих на их работу.

В Архитектурно - этнографическом музее - заповеднике «Лудорвай» в Ижевске расположена 21 постройка, площадь комплекса составляет 59 га. Ежегодно здесь проводится множество праздников и ярких мероприятий. Представлена материальная культура центральных, южных и северных удмуртов, а также бесермян и русских. Имеется пасечный комплекс «муштор», единственная сохранившаяся на территории республики шатровая мельница (к. XIX – нач. XX в.). Удмуртские усадьбы представлены традиционными постройками: дом, клеть, навес, амбар, хлев, кенос, а также куала - семейная языческая молельня, она же и кухня. Из развлечений туристам предлагаются мастер - классы и тематические экскурсии, проводятся Выпускные мероприятия для выпускников школ и детских садов, отмечаются календарные народные праздники, в усадьбе южных удмуртов можно попробовать традиционную удмуртскую кухню (перепечи и табани), покормить домашних животных, есть прокат лошадей и работает традиционная баня. В целом набор услуг достаточно традиционный для подобных объектов. Основной принцип застройки, используемый в музее – композиционный, организующий пространство в виде «микросел», где представлены культовые и общественные постройки.

По отзывам посетителей комплекса имеются такие недостатки, как: большая неиспользуемая площадь, разбросанность объектов – «долго идти по пыльной дороге», бедность представленной экспозиции. В целом музей не производит на туристов грандиозного впечатления, которые «ожидали намного больше». Связывают это люди очевидно с недостатком финансирования. Отмечают недостаточную организованность инфраструктуры и недостаточную оборудованность территории, отсутствие четкого и понятного для посетителей плана расположения экспозиции, большое количество закрытых объектов. По некоторым отзывам впечатление хуже, чем в «Центре Удмуртской культуры» в д. Карамас – Пельга. Отмечают, что на территории республики имеется масса туристических и просто деревень, где все это представлено гораздо более интересно. Бедность, «лубковость» экспозиции, несоответствие между площадью и количеством экспонатов, несогласованность работы служб – у людей возникали проблемы при организации индивидуальных и групповых экскурсий. Большее предпочтение отдаётся групповым посетителям. Плохая транспортная доступность и отсутствие необходимой инфраструктуры, минимального набора услуг, используемого в нашей стране, дополняют картину. Расстояние между центром Ижевска и деревней Лудорвай составляет приблизительно 12 км. Ввиду отсутствия регулярного автобусного сообщения непосредственно с музеем, добраться можно либо личным транспортом, либо пригородным автобусом Ижевск - Лудорвай, далее пешком, либо на попутном транспорте порядка 2-х км.

Из положительных отзывов - посетители отмечают хорошую работу экскурсоводов, интересную организацию экскурсий. Сотрудники одеты в национальные костюмы. В экспозиции народов центральных удмуртов имеется «куала» (святилище). Организуются праздники - например «Праздник урожая», на котором накрывается стол и представляется удмуртский фольклор (южных, северных и центральных удмуртов).

Похожая ситуация наблюдается в «Культурно - туристическом центре «Усадьба Тол Бабая». Это Резиденция удмуртского Деда Мороза открылась в 2013 г. «Тол Бабая» отличает фиолетовый костюм, умение играть на гармошке, за спиной у него вместо мешка плетеный короб (пестер). На территории помимо рубленного деревянного дома сказочного хозяина также расположены: детский парк с качелями и горками, 100-метровая трасса для тюбинга, стрельбище для лучников, открытая концертная сцена и кафе, в котором в русской печи пекут табани – удмуртские национальные блины. Рядом с резиденцией расположена гостиница, пруд, лыжная трасса. Из развлечений туристам предлагают: встреча с «Тол Бабаем» в его Доме, посещение «Обыда кар» (Дома Обыды), знакомство с удмуртскими обрядами и играми. Каждый час проводится интерактивное представление, мастер - классы по ткачеству и изготовлению оберега, зимой организовано катание в санях на лошадях, прокат тюбингов, снегоходов, мангалов, круглый год отмечают русские и удмуртские календарные народные праздники, финно-угорские мероприятия.

По отзывам посетителей, существует ряд недостатков, негативно влияющих на работу комплекса – например, туры необходимо бронировать заранее, в процессе осмотра комплекса возникает ряд неудобств - особенно для людей с ограниченными возможностями. Например, по отзывам, не был оборудован подъемник, без него подниматься на гору некоторым туристам было неудобно. Люди также отмечают, что плохо дело обстоит с дорогами, не хватает стоянок и разворотных площадок для авто - транспорта и вообще нет необходимой инфраструктуры, даже в минимальном наборе, используемом в нашей стране. Отмечают наличие большой территории. Посетители, приезжающие большими компаниями, ставят это в плюс. Зона отдыха – эстрада, спортивная площадка, беседка располагаются внизу, домик Деда Мороза и места для палаток наверху, на горе, туда ведёт лестница. Зимняя беседка большая, её можно арендовать за умеренную плату, в стоимость входит камин, мангал, музыка, посуда.

На территории Пермского Края располагается интересный объект для посещения - Пермский этнографический парк «Истории реки Чусовой». Это музей под открытым небом, основанный в 1954 г. и собравший в себе экспонаты крестьянского быта XIX - нач. XX в.

По отзывам посетителей это «очень занимательное место». Привлекает возможность прикоснуться к экспонатам, «потрогать их руками», отмечают люди также интересный рассказ экскурсовода. В отзывах пишут, что детям нравится «дом игрушки», где можно увидеть множество небольших деревянных, глиняных, тряпичных игрушек, которыми играли в прошлом, лавка «товаров прошлого века», охотничий домик с чучелами животных, организовано посещение действующих церквей. Отдельная экспозиция посвящена Ермаку и истории покорения Сибири. Отдельно отмечают люди, что объект находится недалеко от горнолыжной базы, поэтому можно «охватить» сразу два дела: познавательную экскурсию в деревенское прошлое и покататься с гор на лыжах (сноуборде).

Есть возможность остановиться переночевать в домах отдыха недалеко от музея, послушать колокольный звон. Непосредственно на территории этнографического парка гостиница не предусмотрена.

Для «погружения» в атмосферу крестьянских будней для туристов развели гусей – днём они находятся на территории. Для посетителей действует прокат костюмов – сотрудники предлагают фотосессии, например, в имеющейся в музее пожарной части. На реке Архиповка сделана маленькая мельница, внутри домика сооружён механизм. Берег реки представляет собой рекреационную зону, также недалеко расположен пруд. По рассказу экскурсовода, берег пруда охраняет рыбка, она же и бережет музей от всяческих напастей.

В своих отзывах о парке неизбалованные российские посетители пишут, что даже такое недолгое соприкосновение с природой позволяет отдохнуть, провести время с детьми, разнообразить досуг, повеселиться, поесть шашлыков и расположиться в гостевом домике. «Природа лечит, поднимает настроение и успокаивает нервы!» - пишут люди в своих отзывах.

Но отмечают и недостатки, как, то - маленькая территория, скученность экспозиции – «весь парк можно обойти в течение часа». Туристы, посетившие другие подобные объекты, пишут о том, что парк маленький, и «хотелось бы, чтобы экспонатов в музее было больше». Тем не менее, пишут, что представленного достаточно для появления исторического образа Чусовского района этого достаточно. Огромным недостатком в своих отзывах посетители называют плохие дороги.

Также необходимо отметить, что памятники деревянного зодчества требуют капремонта – и это остаётся проблемой комплекса. Это такие объекты, как: музей Ермака, трапезная, казачий хутор, контора. Специалист МКУ «Управление капитального строительства Чусовского муниципального района», С. Гаврилов считает, что средняя степень износа старинных деревянных зданий в этнопарке составляет 70-90%. Он отмечает, что, проблемой является то, что все деревянные постройки стоят без фундамента. Повышенная влажность от близости реки, родники, неглубокое расположение уровня грунтовых вод значительно влияют на их состояние. По мнению специалиста, начинать капитальный ремонт необходимо с фундамента, затем частично заменить несущие конструкции, элементы кровли и проложить инженерные коммуникации. Этнопарк находится в ведении администрации района, однако местный бюджет не в силах полностью профинансировать капитальный ремонт памятников деревянного зодчества (по подсчётам специалистов, требуется не менее 10 млн р.).

На территории Дальневосточного федерального округа расположено также большое количество объектов этнографической реконструкции. Территория Хабаровского края огромна и простирается с юга на север на 1800 км. Географические условия южных и северных районов весьма разнятся, так как юг края располагается на параллелях немного южнее Ростова-на-Дону, а северная точка края недалеко от полярного круга. Хабаровск - столица Дальнего Востока, обладающая неповторимым колоритом. Город был основан в сер. XIX в., как военное поселение для защиты российско-китайской границы на правом берегу Амура. В это время на берегах реки проживало около 30 тыс. аборигенов, занимающихся в основном охотой и рыболовством, впоследствии согласившихся принять российское подданство. Богатством края является разнообразие культурных традиций, представленных коренными народами края — нанайцами, негидальцами, орочами, удэгейцами, ульчами, эвенками. Открытие этнографических музеев и мастерских народных художественных промыслов даёт возможность ознакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера.

Одним из таких колоритных комплексов является село Булава («гора» - в пер. с ульчского), расположенное в Ульчском районе. Село находится в 757 км от г. Хабаровска и имеет статус национального. Развилось оно из родового стойбища в нач. XIX в., сейчас его населяют ульчи, нанайцы и русские с численностью чуть менее 2000 чел. Традиционными мужскими занятиями были рыболовство и охотничий промысел. Женщины собирали ягоды, коренья, дикорастущие травы. Хозяйственная утварь и посуда изготавливалась из подручных материалов - из корней и побегов тальника, из бересты. Обувь и одежда делалась из рыбьей кожи, камуса и ровдуги (выделанная и спиленная оленья кожа), богато украшалась орнаментом, расшивались ковры. Производимые изделия имели несомненную ценность и передавались по наследству. На местном наречии они назывались «дяка» (богатство, драгоценность). В XX в. эти изделия обрели музейную ценность.

И сейчас в Булаве основным занятием населения остаётся рыбная ловля и охота, продолжают национальные традиции мастера - резчики по дереву. В последнее время повсеместно происходит долгожданный процесс возрождения национальных традиций. Не последнее место в этом играет улучшение качества работы музеев народного творчества и создание этнографического комплекса - музея под открытым небом «Ульчская деревня». Его негласно называют «территория встречи севера и юга». В этом музее народного творчества помимо основной его деятельности проходят выступления национальных ансамблей «Гива» (Рассвет), «Диро» (Булочка), популяризуются традиции и обряды ульчского народа.

Традиционно ежегодно проводится районный праздник – «День рыбака» на берегу р. Амур, выступают национальные детские и взрослые ульчские ансамбли, коллективы национального танца. 

Также интересны для туристов этнографический музей под открытым небом, этнокультурный центр «Солнце» в селе Гвасюги (район им. Лазо) - национальное удэгейское поселение. Здесь проводятся выступление национального ансамбля «Сугакпай» (Лучи Солнца). Село Джари - национальное нанайское село, расположенное в Нанайском районе, в нём работает мастерская народных художественных промыслов. Село Нижние Халбы (Комсомольский район) — центр нанайской этнографии. Есть возможность посетить выставку декоративно-прикладного искусства. Для туристов организуются обрядовые показы (нанайская свадьба, посвящения в охотники и др.) и спортивные национальные игры. Проходят выступления национальных коллективов «Гивана» (Рассвет), «Хакуа» (Кукла), «Мангбо» (Амур). Село Сикачи-Алян (Хабаровский район) — национальное нанайское поселение. В крае расположен Национальный культурный центр «Русская деревня» в селе Бычиха, рассказывающий о самобытной культуре русского народа. Представлена рубленая изба с традиционным интерьером, парк деревянных скульптур по мотивам русских сказок. Национально - культурный центр в селе Ачан и Центр культуры народов Севера и Нижнего Амура в г. Николаевске-на-Амуре знакомит туристов с традициями народов нижнего Амура. Экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, представлены блюда национальной кухни.

Вообще же, на территориях традиционного природопользования малочисленных коренных народов Севера туристов привлекают культурные, историко - этнографические, археологические объекты и уникальные и разнообразные природные ландшафты. Подобные места туристам удобнее, проще и безопаснее посещать в составе организованных групп. В настоящее время туристические операторы осуществляют в Крае организацию этнического туризма. Существуют туры, рассчитанные на 2 дня с весьма насыщенной программой пребывания. Предоставляются услуги экскурсовода, гида, переводчика.

Например, туристов из Хабаровска на скоростном катере доставляют в с. Булава, встречают на берегу национальным ансамблем, затем организуют прогулку по селу с рассказом руководителя ансамбля о селе и его национальных традициях. Далее в программе пребывания посещение музея под открытым небом «Ульчская деревня» и музея народного творчества. Гостей кормят обедом, потом предлагают посещение этнографического центра, осмотр этнографических экспонатов. Далее в программе выступление нанайского национального ансамбля, для желающих организован показ рыбачьих обрядов. Все это проводится в формате представления (рыбачьего праздника).

Проводятся мастер - классы «Ритмы Ульчского бубна» - по изготовлению сувениров и по декоративно - прикладному искусству, выставка - продажа изделий декоративно-прикладного искусства и дегустация блюд национальной кухни. Также в программе пребывания спортивные национальные игры и состязания. Далее предлагается ужин, трансфер в с. Богородское, заселение в гостиницу. Во 2 день организуется доставка отдыхающих в г. Хабаровск, при желании устраивается экскурсия по с. Богородское с посещением православной церкви и краеведческого музея. Операторы ведут гибкую ценовую политику в связи с изменениями валютного курса, тарифов партнеров и перевозчиков.

Согласно Государственной программе Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)» необходимо рекомендовать главам муниципальных образований края в установленные сроки разработать муниципальные программы развития туризма с учетом Программы и приоритетов развития муниципальных образований края. Целью программы является создание современного эффективного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.

Для России в целом остаётся актуальной проблема развития народов Севера. А.В. Назаров, бывший на посту губернатора Чукотского автономного округа в 1991 – 2000 гг., и «получивший» регион в 1991 г. в своей статье «Проблемы развития народов Севера» указывает на сложную социально-экономическую обстановку, связанную с ослаблением государственного регулирования, на продолжение ухудшения социального положения народов Севера. В качестве примера он указывает на высокую стоимости авиа - и других перевозок, вследствие чего 60% производимой продукции не доставляется в места её реализации вовремя или приходит в негодность. Также происходит сокращение поголовье оленей, уменьшение добычи рыбы, пушнины и морского зверя, сокращение сбора грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и водорослей, практически свернуто медицинское, культурное, торговое и бытовое обслуживание оленеводов, рыбаков и охотников. Приостановлено строительство жилья, утрачиваются самобытные виды традиционного народного творчества. Все эти процессы не способствуют улучшению жизни коренных малочисленных народов Севера. Сохранение, возрождение и дальнейшее развитие этнического разнообразия, исследование самобытных и уникальных культур, как важнейшей части общечеловеческой культуры необходимо проводить на современном уровне, «без отрыва» населения от привычного образа жизни. В северных регионах необходимо создавать комплексы объектов производственной и социальной инфраструктуры, мощности по переработке продукции традиционных отраслей Севера, центры по развитию ремесел и промыслов.

На территории Ханты - Мансийского автономного округа, в 13 км от г. Урай расположен Этнографический центр «Силава». Добраться него можно от ж/д станции «Устье - Аха». В городе туристов по договорённости встречает администратор. На сайте центра указано, что «…миссией некоммерческой организации Общины коренных малочисленных народов Севера «Элы Хотал» является возрождение истории, культуры, народных промыслов и ремёсел кондинских манси». «Эла Хотал» в переводе с мансийского означает «Будущее». Община КМНС основана 28 февраля 2008 г. и расположена на живописном берегу р. Конды в 14 км от г. Урая на месте бывшей мансийской деревни Новая Силава.

С 2008 г. также начал деятельность детский этно - оздоровительный центр «Юрсил» («Дружный») при поддержке Департамента КМНС ХМАО - Югры. Вместе с детьми на территорию комплекса начали приезжать их родители, появилось понятие «семейного отдыха», что и явилось толчком для развития этнографического комплекса. С каждым годом проводилось благоустройство территории, увеличивалось количество построек. С 2008 г. по 2014 г. количество посетителей увеличилось практически в 10 раз. Постепенно в комплекс начали приезжать не только из г. Ханты-Мансийска, республик Мэрий Эл и Башкортостан, но и гости из Германии, Индии, Японии. C 2011 г. территория Общины становится официальной площадкой для проведения различных городских и региональных культурно-массовых мероприятий, местом отдыха и встреч трудовых коллективов, школьников, ветеранов. В 2011-2013 гг. проводились фестивали бардовской песни «Чумбардия», собирающие большое количество людей.

На территории комплекса организовано «Вогульское подворье». Здесь собран небольшой музей предметов быта, обустраиваются рыболовно - промысловые станы, функционирует хлебная печь и станок для плетения циновок. Посетителям предлагают узнать о назначении предметов в традиционном их использовании, для них проводятся мастер-классы, например можно намолоть муку на жерновах и испечь хлеб. Туристы могут представить целостный образ этнической среды и традиционного уклада жизни народов Севера, проникнуться атмосферой самобытной культуры. На «Священной Поляне» проводится традиционный обряд «поклонения Хозяйке Конды», с привязыванием ленточек на Священную Лиственницу для исполнения своих заветных желаний.

Комплекс предлагает также экологический туризм – это прогулки, сбор грибов и ягод, спортивно - оздоровительные мероприятия, развлекательные программы. В перспективе развитие следующих кластеров: «Русское подворье», «Охотничье-промысловый стан», «Рыболовно-промысловый стан», «Спортивная поляна», «Детская игровая площадка».
 
Что же касается проблем, возникающих при реализации подобных объектов, то необходимо отметить, что подобным комплексам необходима государственная поддержка. Сложно сразу на «месте» организовать грамотную работу комплекса, привлечь квалифицированных специалистов. Остро стоит проблема использования аутентичных материалов. Добиваясь исторического сходства, необходимо изучение источников по проблематике, создание соответствующего проекта, взаимодействие с органами местного управления и т.д.

(Окончание в следующем номере)


ЛИТЕРАТУРА

[1] Государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2016-2020 годы».

[2] Государственная программа Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)» (с изменениями на 13 августа 2015 года).

[3] Федеральная Целевая Программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

[4] Назаров, А.В. Проблемы развития народов Севера. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/chukc/.

[5] Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.smileplanet.ru/russia/ludorvay/.

[6] Донди-Юрт - чеченская национальная деревня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://annataliya.livejournal.com/548571.html/.

[7] Донди-Юрт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Донди-Юрт/.

[8] Донди-Юрт. История Чечни в одном сказочном ауле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://serge-novikov.livejournal.com/20365.html/.

[9] Живой Ростов. Этнографический музей под открытым небом «Тихий Дон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://werawolw.ru/.

[10] Знакомство с ульчской культурой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new-millennium.ru/znakomstvo-s-ulchskoy-kulturoy/.

[11] Культурно-туристический центр «Усадьба Тол Бабая». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udmurtinfo.ru/forum/kulturno-turisticheskiy-centr-usadba-tol-babaya-t5894.html/.

[12] Лудорвай. Энциклопедия туризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tonkosti.ru/.

[13] Национально-культурный центр села Булава. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianroutes.ru/m/natsionalnokulturnyy-tsentr-se/.

[14] Официальный сайт Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ludorvay.ru/about/index.php/.

[15] Памятники деревянного зодчества в этнографическом парке истории реки Чусовой на грани исчезновения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.perm.aif.ru/culture/details/123894/.

[16] Резиденция Тол Бабая (удмуртского Деда Мороза). Отзовик. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otzovik.com/review_1580796.html/.

[17] Тихонова, Т.Ю. Этнический туризм в развитии регионов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Geographia/1_112134.doc.htm/.

[18] Тихоокеанский рекреационно-исторический портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trip-dv.ru/object/1140/.

[19] Туристическую этнодеревню «Казачья долина» построят в Карачаево-Черкесии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourism.interfax.ru/.

[20] Экскурсия в этно-археологический комплекс «Затерянный мир» (Россия, Ростовская область). Отзывы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otzovik.com/review_2195494.html/.

[21] Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archae-project.ru/.

[22] Этнографическая деревня Шира - Котар. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://этнопаркироссии.рф/park/etnograficheskaya-derevnya-shira-kotar/.

[23] Этнографический аул «Шира-Юрт». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/247655/.

[24] Этнографический парк истории реки Чусовой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lysvafoto.blogspot.ru/.

[25] Этнографический туризм Хабаровского края продвигают бизнесмены. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vostokmedia.com/news/culture/27-10-2016/etnograficheskiy-turizm-habarovskogo-kraya-prodvigayut-biznesmeny/.

[26] Этнографический центр «Силава». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianroutes.ru/m/etnograficheskiy-tsentr-silava/.

[27] Этнопарки России. Шира-котар. с. Герменчук, Республика Чечня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://concours.nazaccent.ru/ethnoparki/member/1050/.

© Нельзина О.Ю., 2017.
© Нельзина О.Ю., илл., 2017.

Статья поступила в редакцию 11.12.2017.

Нельзина Ольга Юрьевна,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: olgasviridoff@yandex.ru.

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2017.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev