2011/2(4)

Содержание

Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Тлостанова М.В.

Историческая культурология

Шулепова Э.А.

Флиер А.Я.

Вишленкова Е.А.

Прикладная культурология

Астафьева О.Н.

Соколов А.В.

Гуманитарные исследования

Аванесова Г.А.

Илышев П.В.

Штейнер Е.С.

Малая культурологическая энциклопедия

Власенко В.В.

Шестаков В.П.

Юбилейные даты

Плоских В.М.

Поляков Т.П.

Хренов Н.А.

Рецензии

Кузнецова Т.Ф.

 
УДК 008.009
Шестаков В.П.
Изобразительное искусство



В истории эстетики существуют сотни определений искусства. Поэтому дать какое-то единственное и в последней степени научно обоснованное определение этого понятия просто невозможно. Исходя из своего опыта как преподавателя эстетики и автора книг по эстетике и теории искусства могу предложить свое определение искусства, ни в коей степени не претендуя на истину в последней инстанции. На мой взгляд, искусство – это профессиональная деятельность художника, имеющая целью создание художественных образов, которые носят обобщенный, часто символический характер.

Стремление к украшению и даже к созданию некоторых простейших образов существует и в животном мире, но ни одно животное не способно к созданию символов. Это позволило немецкому философу Эрнсту Кассиреру назвать человека «животным, создающим символы». Художественное творчество и искусство как его высшее проявление, являются символосозидающей деятельностью. Изобразительное искусство всегда носило и носит миметический характер. В любой своем виде, даже в форме абстрактного искусства, оно является подражанием (мимезисом) и воспроизведением действительности. Это положение является выводом всей истории эстетики и теории искусства, и мало кто подвергал его сомнению.

Отличительная особенность произведений искусства состоит в глубоком воздействии на эмоциональный и интеллектуальный уровни человеческого сознания. Аристотель, объясняя воздействие трагического искусства на человека, называл этот процесс катарсисом, то есть очищением психики с помощью страха и сострадания. Идея катарсиса, развитая Аристотелем применительно к трагическому и комическому искусству, просуществовала несколько тысячелетий. Она активно дискутировалась теоретиками Возрождения и Нового времени, в ХХ в. была поддержана Зигмундом Фрейдом и многими другими психологами искусства. Можно сказать, что концепция катарсиса совершенно не устарела и сегодня.

В понимании и интерпретации искусства существует много актуальных и дискуссионных проблем. Одна из них − проблема аутентичности произведений искусства. Она предполагает существование необходимой внутренней связи между произведением искусства и его автором. Без этой связи искусство теряет свою ауру, оригинальность и неповторимость, связь с этническим и национальным окружением. Таким, лишенным индивидуального начала, искусство становится в эпоху массового репродуцирования, в условиях которого связь произведения искусства с автором становится условной, а часто совсем утрачивается. На этом основываются некоторые идеи постмодернизма, провозглашающие «смерть автора», растворение его личности в анонимном тексте, который нуждается только в правильном прочтении – дискурсе. Сегодня необходимость понимания аутентичности произведения искусства становится чрезвычайно важной в связи с проблемами художественных подделок. Это – одна из коренных проблем, связанных с расширением рынка искусства и бесконечного роста цен как на классическое, так и современное искусство. Правда, художественные подделки существовали на всем протяжении существования европейского искусства. Известно, что некоторые крупные мастера эпохи Возрождения подделывали произведения современников, что было скорее не заимствованием, а демонстрацией универсальности стиля и ренессансной многосторонности. В последующее время подделки искусства мастеров стали настоящей индустрией, подрывающей реальные художественные ценности. Некоторые искусствоведы считают, что классические произведения XV−XVI вв. – это на треть подделки. Известно, что в мире существуют восемь картин, изображающих «Мону Лизу». Какая из них принадлежит Леонардо да Винчи, и какие являются ее подделками?

Начиная с XVIII в. художники борются с растущей индустрией плагиата, защищая оригинальность своего творчества. Быстрый рост средств тиражирования, в особенности в таком виде искусства как графика, позволял заимствовать чужие сюжеты и присваивать себе удачные в коммерческом отношении композиции. Первым, кто выступил против этого, был английский художник Уильям Хогарт, в творчестве которого большее место занимала графика. Он обратился в английский парламент с предложением принять закон, по которому все графические произведения должны были содержать имя издателя и дату изготовления графического произведения. Это предложение было принято и по сей день имеет юридическую силу как «Акт Хогарта».

Хогарт своевременно защитил искусство графики, но в области живописи индустрия плагиата продолжала расти, принося колоссальные доходы авторам подделок. Сегодня известны многие имена художником, которые поставляли на художественный рынок вполне профессиональные подделки. Например, итальянец Джованни Бастиниани занимался подделкой ренессансных скульптур, датчанин Хан ван Меегерен искусно подделывал картины Вермеера, француз Ив Шадрон создавал подделки «Моны Лизы» Леонардо. Искусство ХХ в. также стало предметом обширной фальсификации. Немец Отто Вакер подделывал картины Ван Гога, француз Жан-Пьер Шекроун и венгр Эльмир де Хори занимались подделками картин Пикассо. Предметом фальсификации была и остается графика Шагала, Миро, Дали. Все это − малый список деятелей преступного мира фальсификаторов искусства.

Чтобы остановить поток фальсифицированной художественной продукции, современная наука применяет различные методы, включая рентгеновские снимки, спектрографию, атомный анализ и др. Музеи мира создают каталоги с описанием картин мастеров и их владельцев. В США против индустрии подделок принят специальный акт, за торговлей произведениями искусства следит Федеральная торговая комиссия (Federation Trade Commission − FTC). Тем не менее, число фальсификаций произведений искусства не уменьшается, они наполняют современный художественный рынок.

В связи с огромной популярностью произведений русского искусства ХХ в., индустрия подделок за последние десятилетия переместила свой интерес с западного искусства на искусство России. Эта индустрия приносит колоссальные доходы и относится к незаконной, криминальной деятельности. К сожалению, в Российской Федерации не существует специальной организации, которая бы контролировала продажу русского искусства за рубежом, что предоставляет свободу действия фальсификаторам, специализирующимся на русском искусстве. Создание такой организации требует объединения усилий искусствоведов, реставраторов, артдилеров, представителей художественных галерей. Очевидно, и Государственная Дума Российской Федерации могла бы принять соответствующие законодательные меры для регулирования современного художественного рынка и искоренения торговли художественными подделками.


ЛИТЕРАТУРА 
 
1. Катарсис: метаморфозы трагического сознания. СПб., 2007.

2. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

3. Шестаков В.П. Эстетические категории: опыт исторического и систематического исследования. М., 1983.

© Шестаков В.П., 2011

Статья поступила в редакцию 10 февраля 2011 г.
 

Шестаков Вячеслав Павлович,
доктор философских наук, профессор,
заведующий Сектором теории искусств,
Российский институт культурологии (Москва)
e-mail: [email protected]

 

Издатель 
Российский
научно-исследовательский
институт культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель 

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
научно-исследовательский
институт культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010–2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
    2014.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

 Поддержка —
Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the D.Likhachev
Russian Institute of Cultural and Natural Heritage.