2011/4(6)

Содержание

Теоретическая культурология

Румянцев О.К.

Кондаков И.В.

Ойттинен В.

Кириллова Н.Б.

Историческая культурология

Иконникова С.Н.

Злотникова Т.С.

Прикладная культурология

Григорьев А. А.

Рылёва А.Н.

Зеленцова Е. В.
Мельвиль Е. Х.

Гуманитарные исследования

Луков Вал. А.
Луков Вл. А.

Малая культурологическая энциклопедия

Закс Л.А.

Рецензии

Поляков Т.П.

Научная жизнь

 
УДК 7.05:67/68(470)
Зеленцова Е. В.
Мельвиль Е. Х.
Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы
Аннотация. Статья посвящена результатам сравнительного исследования творческих субсекторов экономики России, проведенного с целью оценки инвестиционного потенциала рынка творческих индустрий. Авторы анализируют особенности развития креативной экономики России и ее отдельных секторов, а также предлагают рекомендации по развитию творческой экономики.

Ключевые слова: творческие индустрии, креативная экономика, культурная политика, экономика культуры, региональное развитие


О роли творческих индустрий в социально-экономическом развитии говорят уже давно и достаточно много. В последнее время, особенно после кризиса 2008 г. и в контексте поиска альтернатив сырьевой экономики, о творческих индустриях и развитии новой, креативной экономики заговорили и в России. Вопрос привлечения инвестиций – сегодня один из самых обсуждаемых, но когда в России говорят об инвестициях, то, прежде всего, имеют в виду традиционные отрасли промышленности; речь пока не идет о вложениях в культурную или творческую сферу. С целью оценки инвестиционного потенциала рынка творческих индустрий в России и разработки рекомендаций по их развитию Агентство «Творческие индустрии» совместно с Институтом России и Восточной Европы (Финляндия) провело исследование и опубликовало итоговые материалы «Творческие индустрии. Российский профиль» [1].

Объектом исследования стали следующие субсекторы творческих индустрий: кино- и видеопроизводство; музыка; видео, онлайн и компьютерные игры, мультимедиа, развлекательное программное обеспечение; мода; дизайн; туризм и культурный туризм; галерейный бизнес; реклама и маркетинговые коммуникации. В работе были использованы данные докладов ООН «Креативная экономика» 2008 и 2010 гг. (далее Доклад)  [2] материалы специально организованного экспертного опроса, открытые сетевые источники, в том числе – данные профессиональных ассоциаций и аналитических агентств.

Анализ развития творческих индустрий в России связан с определенными трудностями. Первой и главной среди них является дефицит статистической информации. Официальная статистика в России сгруппирована по стандартной индустриальной классификации с низким уровнем разбивки на категории, ориентированной, прежде всего, на выпуск продукции в промышленном секторе, добычу и переработку сырья. Собрать информацию по творческим секторам достаточно сложно. Производственный сектор культуры как отрасли не выделен в отдельную категорию, и данные по большинству кодов экономической деятельности, относящихся к творческим индустриям, аккумулируются в разделе «Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги». Поэтому для получения данных необходимы официальные запросы в различные ведомства и обработка большого объема статистической информации.

Объем рынка также достаточно сложно оценить. С одной стороны, официальная статистика не включает информацию о наиболее распространенной форме творческих бизнесов – микропредприятиях (оборот до 60 млн рублей и количество сотрудников, не превышающее 15 человек); с другой – производство и потребление в сфере творческих индустрий осуществляется как в рамках формальной, так и в рамках неформальной экономики, а данные о последней не попадают в статистические отчеты. Поэтому проведенное исследование было сфокусировано на сравнительном анализе статистических данных по России, приведенных в упоминавшихся выше докладах ООН.

Другой сложностью является раздробленность профессиональных сообществ в сфере творческих индустрий. Слабость сетевых структур и профессиональных ассоциаций приводит к тому, что эксперты, будучи специалистами в своей области, часто расходятся в определении границ своего сектора и демонстрируют слабое знакомство с общей ситуацией; тем не менее, в исследовании широко использовались и экспертные опросы.

Проведенное исследование впервые позволяет «в цифрах» оценить динамику роста сектора в целом, его структуру, а также проблемы и ограничения. В Докладе 2010 приведена статистика за 2002–2008 гг. по экспорту – импорту в следующих субсекторах творческих индустрий: реклама и смежные сервисы; кино, радио, телевидение и смежные сервисы; персональные услуги, услуги сферы культуры и развлечений; авторские гонорары и лицензии. По таким субсекторам, как музыка, дизайн (включая графику и архитектуру, моду, производство изделий из стекла, интерьер, ювелирные украшения и игрушки), новые медиа (включая видеоигры и онлайн загрузки звука и изображений), визуальные искусства (включая живопись, фотографию, скульптуру и антиквариат) в Докладе 2010 приводятся обобщенные данные по экспорту – импорту стран с переходной экономикой [3] за 2002–2008 гг. Кроме того, данные по сектору аудиовизуальных искусств и смежных сервисов представлены общим блоком без структуризации по субсекторам (производство кинофильмов, радио, телевидение и смежные сервисы).

Исходя из вышеизложенного, в расчетах были сделаны следующие допущения:
  •    • в 2008 г. Россия сохраняла ту же долю в экспорте [4] и импорте [5] стран с переходной экономикой, которую имела в 2005 г.;
  •    • в 2008 г. структура экспорта и импорта аудиовизуальных искусств оставалась такой же, как и в 2005 г.  [6].
 
Творческие индустрии России: общие и специфические проблемы

Россия медленнее и позже, чем европейские страны, вошла в зону постиндустриального развития. Сегодня только Москву и Санкт-Петербург можно назвать постиндустриальными центрами; другие крупные города несут в себе больше черт индустриальной эпохи, чем постиндустриальной. Соответственно и предприятия творческих индустрий сконцентрированы преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени – в других региональных центрах. Российская ситуация связана с недостаточной насыщенностью потребительского рынка, неразвитостью сферы услуг и недостаточным уровнем спроса на культурную продукцию в силу того, что российские регионы пока еще только вступают в ту зону, где определяющей становится «экономика переживаний».
 
Одно из наиболее существенных препятствий для развития отечественных творческих индустрий – практическое несоблюдение законодательства об авторском праве, несмотря на то, что в России оно является одним из самых жестких в мире. Развитию рынка российского кино, музыки и развлекательного программного обеспечения чрезвычайно мешает широкое распространение пиратской продукции. С другой стороны, жесткое законодательство об авторском праве юридически сокращает возможности малого и среднего бизнеса в работе с продуктами авторского права, поскольку существует дисбаланс между правами авторов, которым отдается преимущество, и правами потребителей.

Базовые социально-экономические проблемы, характерные для России, являются общими и для сектора творческих индустрий. К таким проблемам можно отнести:
  1. - отсутствие честной конкуренции (например, наиболее сильные компании на рынке кино – это компании, получающие государственное финансирование, которые имеют приоритет при получении заказов);
  2. - негативное воздействие слабой экономики (прежде всего, дефицит инвестиций), неоправданно высокие издержки (прежде всего, затраты на производство продукции, а также на аренду помещений, особенно в Москве);
  3. - теневая экономика и, как следствие, ведение бизнеса без уплаты налогов и т.п.; доминирование на ряде рынков этих практик чрезвычайно затрудняет подсчет реальных оборотов и доходов сектора;
  4. - слабое развитие малого и среднего бизнеса. Творческие индустрии в основном представлены малыми предприятиями, доля которых в России оценивается на уровне 15–20%, в то время как в США их – 50–60%, в Китае – 55%, в странах ЕС – до 70%, а в Канаде 90%;
  5. - высокие социальные взносы, которые налагают непомерную нагрузку на бизнес при привлечении сотрудников. Этот аспект особенно важен, когда речь идет о деятельности творческих компаний, для которых человеческие ресурсы могут быть на порядок более значимы, чем покупка оборудования.
Есть и специфические для творческих индустрий проблемы:
  1. - «молодость рынков». Рынки строятся на копировании или адаптации зарубежных моделей, образцов и зачастую – творческих продуктов. Следствием молодости рынков является примитивное представление заказчика о творческом производстве, что сказывается на его ожиданиях и уровне оплаты творческого труда;
  2. - предпочтение импорта. Огромное количество творческих отраслей сегодня в России покупает творческую продукцию на зарубежных рынках. Отчасти это следствие молодости российских рынков творческих индустрий (еще с советских времен «импортное» и «качественное» были для российского потребителя синонимами). Импорт, по определению, дешевле, чем инвестиции в развитие внутреннего «творческого» рынка, его инфраструктуру, профессиональное образование, продвижение продукции; однако, именно так формируется система, создающая качественный творческий продукт. Во всем мире эти условия для развития рынка обеспечиваются на государственном уровне и вовсе необязательно через механизмы прямого финансирования – эффективными могут быть налоговые льготы, упрощенные бюрократические процедуры и т.п. [7];
  3. - противоречие между культурой и коммерцией, которое по-прежнему очень сильно в России и часто проявляется конфликтно. Многие государственные учреждения культуры не могут преодолеть этот барьер и остаются вне рынка, а негосударственные производители находятся вне поля действия официальной культурной политики [8];
  4. - неразвитое профессиональное образование и дефицит кадров. При наличии большого количества образовательных предложений, особенно – в секторе рекламы, комплексное практико-ориентированное образование в сфере творческих индустрий получить можно только в Москве и Санкт-Петербурге. На это указывают результаты почти всех экспертных интервью;
  5. - слабость сетевых структур во многих секторах, отсутствие профессионального сообщества, корпоративной этики, внутрицеховых правил и стандартов деятельности. В особенности это было отмечено экспертами в области дизайна;
  6. - дефицит качественных творческих продуктов. Несмотря на то, что Россия традиционно претендует на культурное лидерство, практически все эксперты отмечали невысокий уровень продукции творческих субсекторов. Можно сделать вывод, что слабое образование и отсутствие поддержки молодых дает вполне закономерные результаты на выходе. В условиях, когда легче и дешевле покупать зарубежный продукт, чем вкладывать в собственное образование, выращивание кадров и развитие производства, трудно ожидать, что все это «расцветет» само по себе.
Анализ данных, приведенных в докладах ООН «Креативная экономика», дает представление о росте сектора творческих индустрий с 2002 по 2008 г. Объем мирового экспорта товаров и услуг творческих индустрий начиная с 2002 г. ежегодно увеличивался в среднем на 14,4% и составил 592,08 млрд долларов США (2,73% от всего мирового экспорта). Диаграмма 1 показывает динамику мирового экспорта, рассчитанную авторами на основании данных Доклада 2010.

Согласно полученным данным, доля услуг постоянно увеличивается, что характерно для растущей постиндустриальной экономики. Так, в 2002 г на услуги в сфере творческих индустрий приходилось 23,29% экспорта, а уже в 2008 году – 31,26%. Импорт творческих услуг представлен на Диаграмме 2, также построенной авторами на основании данных Доклада 2010. В соответствии с приведенными в нем данными, в 2002 г. объем импорта товаров и услуг творческих индустрий в мире составил 72,33 млрд долларов США (24,27%), а в 2008 уже 168,67 млрд долларов США (28,62% общего объема импорта в секторе творческих индустрий).

Как показано на Диаграмме 3, построенной на основе данных Доклада 2010, в России соотношение экспортных товаров и услуг в секторе культурных индустрий резко отличается от среднестатистического: экспорт услуг в 2002 г. составлял 1,507 млрд долларов США (64,13% экспорта творческих индустрий), а в 2008 – уже 6,994 млрд (соответственно 80,11%). Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что рынок товаров в сфере творческих индустрий в России недостаточно развит, а с другой – о том, что эти товары менее конкурентоспособны на мировом рынке, нежели услуги. Об этом же говорит и динамика роста экспорта услуг и товаров. Так, ежегодный прирост экспорта услуг в России за период 2002–2008 гг. в среднем составлял 29,45%, а рост экспорта товаров – только 12,95%.

О ситуации в сфере креативных сервисов в России можно судить и по их снижающейся доле в импорте (см. Диаграмму 4, построенную авторами на основании данных Доклада 2010). Доля услуг в импорте в 2002 г. составляла 63,29%, а в 2008 – 56,34%, что говорит о производстве собственного, достаточно конкурентоспособного на внутреннем рынке продукта.

Соотношение между экспортом и импортом российских товаров и услуг представлено на Диаграмме 5. Следует отметить хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса (другими словами – дефицит платежного баланса или превышение платежей над поступлениями) в сфере творческих индустрий, что означает, по сути, неспособность страны производить те или иные востребованные товары в сфере творческих индустрий.

Другой тенденцией является наличие спроса внутри страны на товары творческих индустрий (см. Диаграмму 6, подготовленную по данным Доклада 2010). Об этом свидетельствует постоянное превышение импорта над экспортом, особенно ярко проявившееся в 2008 г. Превышение импорта над экспортом относится, прежде всего, к товарам. Наличие спроса говорит о ненасыщенном рынке и открывает путь инвестициям, как государственным, так и частным.

По услугам (рассчитано авторами на основании данных Доклада 2010, см. Диаграмма 7) ситуация иная: в период с 2002 по 2008 г. импорт превышал экспорт, однако процент превышения неуклонно снижался (в 2002 г. превышение составляло 36,5%, в 2008 г. – только 2,2%). Такая статистика говорит, прежде всего, о необходимости государственных инвестиций в сферу креативных сервисов для поддержания конкурентоспособности отрасли. В целом, экспорт товаров и услуг в сфере творческих индустрий составляет 1,86% от всего экспорта России, а импорт – 4,5% от всех товаров и услуг, импортированных в страну  [9].
 
Новые медиа. Мода

Интересно сравнить два сектора креативной экономики – относительно новый сектор «новых медиа» как один из наиболее динамично развивающихся и моду как наименее развитую, по мнению экспертов, часть творческих индустрий в России.

Сектор «новых медиа», включающий видеоигры, мультимедиа, компьютерные игры, онлайн-игры и развлекательное программное обеспечение, несмотря на свою молодость, достаточно продвинут и развит в нашей стране. Во многом это связано с бурным развитием Интернета, который, несмотря на молодость, быстро растет, поскольку, по словам одного из экспертов, «компенсирует россиянину все неработающие или плохо работающие институты, структуры и даже рынки». В 2010 г. в Москве и в Петербурге доля пользователей Интернета составила 64% от численности населения, а в городах с миллионным населением вплотную приблизилась к 50%. В городах с населением от 500 до 100 тысяч человек эта доля составила 43%, в городах с меньшим населением – 36%, в сельских поселениях – 22% [10]. Исследование Фонда «Общественное мнение» 2010 г. показало, что наиболее активной группой пользователей Интернета выступает молодежь в возрасте 18–24 лет (62%). По данным «Фонда развития Интернет», наиболее активными блогерами являются молодые люди в возрастной группе от 14 до 17 лет.

По данным исследования международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2010–2014 годы» [11], российский рынок продемонстрирует максимальный рост сегмента онлайн игр и вырастет с 245 млн в 2009 до 723 млн долларов США в 2014 г; совокупные темпы годового роста составят 24,2%. Ожидается, что в 2010 г. Россия станет третьей страной по объему рынка онлайн-игр в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. По прогнозам специалистов, общий объем рынка видеоигр в России вырастет с 760 млн в 2009 до 1,3 млрд долларов США в 2014 г., а совокупные темпы годового роста составят 11,1%.

В Докладе 2010 сектор «новых медиа» включает 8 кодов цифрового онлайн-контента, из которых 6 касаются онлайн-загрузок звука и изображений, 2 – видеоигр  [12].  О развитии сектора можно судить по динамике экспорта и импорта товаров и услуг, представленной на Диаграмме 8 (построена на основании данных, приведенных в Докладах 2008 и 2010).

Как уже отмечалось, этот сектор включает две большие подгруппы: онлайн-загрузки музыки и изображений и видеоигры. Данные об экспорте и импорте по этим двум категориям приведены на Диаграммах 9 и 10, построенных с использованием данных Докладов 2008 и 2010. Если говорить об онлайн-загрузках музыки и изображений (Диаграмма 9), то резкое падение как экспорта, так и импорта после 2005 г. свидетельствует о растущем объеме пиратского рынка.

Что касается развития рынка видеоигр, то можно сказать, что спрос в этом субсекторе существенно вырос. Импорт за период 2005–2008 гг. вырос в 2,5 раза и составил в 2008 г. 166,4 млн долларов США. С другой стороны, импорт превышает экспорт в 6,5 раз, что говорит, прежде всего, о слабой насыщенности рынка и неконкурентоспособности собственной российской продукции в данном секторе.

О степени развития сектора и доле «импорта» можно также судить по динамике экспорта – импорта лицензий [13], импорт которых превышает экспорт более чем в 10 раз.

Одним из рисков, отмечаемых экспертами, является перенасыщение рынка продукцией низкого качества. По мере своего роста компании иногда вынуждены увеличить темпы производства, что, естественно, не может не отразиться на качестве. Другим существенным риском является то, что создание игр является дорогостоящим процессом. Для разработки одной игры требуются инвестиции, как минимум, на три года в размере нескольких миллионов долларов. Редкий инвестор решится вкладываться в такой рискованный бизнес на такой долгий срок. Именно по этой причине в России сокращается количество собственных проектов, а российские разработчики вынуждены либо обращаться к западным компаниям, либо менять профиль деятельности.

Торренты, файлообменники, локальные сети и прочие площадки, на которых осуществляется незаконное распространение компьютерных игр и другого развлекательного контента, выступают основной причиной невысокого процента конверсии скачанных игр в проданные. Пользователи уходят в Интернет, продажи на физических носителях падают: далеко не все игроки, перестав покупать диски, становятся покупателями в цифровой дистрибуции  [14].  Что касается востребованности российского мультимедийного продукта за рубежом, то в данном случае уместнее говорить об услугах российских программистов и дизайнеров, которые в достаточной степени востребованы на западных рынках.

В секторе не существует сетевых организаций, но отдельные аспекты его деятельности освещаются в специализированных изданиях, а также в сетевых СМИ, на порталах, посвященных играм и т.п. В России существует и большое количество периодических изданий, посвященных компьютерной тематике, видеоиграм, мультимедиа. При этом эксперты отмечают, что в секторе ощущается недостаток специалистов, соединяющих технические и гуманитарные навыки – педагогических дизайнеров, программистов, копирайтеров, психологов; наиболее дефицитными являются дизайнеры, сценаристы и проектировщики.

Сектор моды относят к творческим индустриям далеко не во всех странах [15]. В России этот сектор довольно слаб и не имеет развитой инфраструктуры; его отличает существенный разрыв между несколькими десятками более-менее известных имен и сотнями маленьких частных ателье, которые зачастую, особенно в провинции, производят продукцию сомнительного качества для небогатого среднего класса. Но и эти маленькие ателье испытывают огромные трудности, связанные с развитием малого бизнеса и давлением дешевого импорта, с которым, при высокой стоимости производства продукции, они не могут конкурировать. Если говорить о дизайне, то речь не идет о массовом производстве или крупных брендах; скорее, в сферу внимания попадают небольшие шоу-румы, дизайнеры, выпускающие одежду в штучном формате, модельеры, создающие одежду для определенной категории избранных потребителей. Есть более или менее успешные попытки развития российских брендов «массового потребления». Это такие марки, как Kira Plastinina, Vassa&Co, Zimaletto, Sultana Frantsuzova, которые существуют или существовали ранее на российском рынке.

Более дорогие и «интеллектуальные» марки – Max Chernitsov, Tegin и другие – представлены не только в шоу-румах, но и в крупных магазинах. Следующая группа – это дорогие марки, которые могут позволить себе иметь собственные магазины, среди которых Chapurin, Simachev, Alenaakhmadullina. Такие бренды проводят довольно удачную маркетинговую политику. Chapurin, например, сотрудничал с Большим театром, работал в других проектах. Однако одежда этих марок, как и одежда таких мэтров отечественной модной индустрии, как Слава Зайцев и Валентин Юдашкин, предназначена скорее для звезд отечественного же шоу-бизнеса и не может составить конкуренцию зарубежным маркам, существующим в том же ценовом диапазоне.

В этой общей массе можно обнаружить и креативных, нестандартных энтузиастов. Некоторые из молодых дизайнеров существуют зачастую даже без помещения, осуществляя продажи онлайн, например, производитель кожаных аксессуаров Basik Skin. Все это положительные тенденции, но стоит отметить, что российская мода все еще остается на задворках российского рынка, не имея конкурентных преимуществ перед своими зарубежными соперниками.

Положение дел в секторе отражает статистика: по данным Докладов 2008 и 2010, в России импорт (252,2 млн долларов США) превышает экспорт (75,6 млн долларов США) более чем в три раза (см. Диаграмму 12). При этом темпы роста импорта модных товаров гораздо выше, чем рост экспорта (более чем в 1,5 раза). Это связано, в том числе, и с дороговизной рабочей силы в нашей стране по сравнению со странами Юго-Восточной Азии. Многие модельеры предпочитают заказывать свои коллекции в других странах, преимущественно в Китае.

Экспертные оценки, приведенные специалистами в области моды, сфокусированы преимущественно на состоянии потребительского рынка. Эксперты полагают, что структура потребления модных товаров в России отличается от других стран, и предложили разделить потребителей товаров модной индустрии на три группы:
  1. - покупатели товаров класса «люкс» – группа обеспеченных потребителей, которые признают знаменитые западные бренды с долгой историей;
  2. - покупатели одежды по доступным ценам, что является основным условием потребления;
  3. - ценители неординарного дизайна в одежде, выбирающие нишевые бренды, близкие себе по духу. В основном именно эта, третья, группа является целевой аудиторией молодых, еще не раскрученных дизайнеров, в том числе и российских.

На Западе интерес к российской моде минимален. Эксперты связывают это с отсутствием инвестиций, необходимых для выхода на мировой рынок. Инвесторами являются либо члены семьи (например, бренд Kira Plastinina спонсирует отец дизайнера, крупный российский бизнесмен), либо бизнес-тандем дизайнера и спонсора (пример – партнерство российского дизайнера женских платьев TEREXOV и владелицы марки Оксаны Лавентьевой).

Профессиональных ассоциаций или союзов в модной индустрии нет. На данном этапе дизайнеры моды не видят смысла в объединении – их объединяют скорее сетевые события или организации, проводящие какие-либо конкретные акции или мероприятия. Например, Sunday-up market – посредническая организация, которая один-два раза в месяц устраивает импровизированные рынки, приглашая российских дизайнеров одежды, аксессуаров и других товаров модной индустрии. Sunday-up market избавляет производителя от необходимости приобретать или арендовать торговое оборудование, затрат на маркетологов, поиск и приглашение покупателя. Эти рынки предоставляют возможности молодым, никому не известным дизайнерам проявить себя, оценить свои коммерческие возможности, хотя, по мнению экспертов, ассортимент и идеи, представляемые на таких мероприятиях, довольно однообразны.

Интересы российского производителя дизайнерской одежды иногда представляют и крупные компании-ретейлеры. Например, компания – лидер по продажам и дистрибуции товаров категории luxury в главном «универсальном магазине» страны ЦУМ устраивает свои особые мероприятия в специально отведенном для этого пространстве. Однако в данном случае речь уже идет о таких известных российских модельерах, как Игорь Чапурин, Вардуи Назарян, Вика Газинская, Константин Гайдай и др. Инструментом продвижения российских производителей в последние несколько лет активно выступают и глянцевые издания. Так, например, Игорь Чапурин ведет колонку на сайте журнала ELLE. Недели моды представляют собой мощнейший и обязательный инструмент для продвижения продуктов модельеров и дизайнерских коллективов на российском рынке – только в Москве проводится несколько альтернативных недель: Volvo-Неделя моды в Москве, Mercedes-Benz Fashion Week Russia (бывшая Russian Fashion Week), Неделя моды Cycles&Seasons by MasterCard.

Говоря о проблемах модной индустрии, можно отметить, что для молодых дизайнеров в России не существует площадок (вроде бизнес-инкубаторов), где начинающим бизнесам предоставлялась бы льготная аренда. При этом по уровню арендных ставок в стрит-ретейле Москва стабильно входит в пятерку самых дорогих городов Европы. Стоимость аренды на основных торговых коридорах (Тверская, Новый Арбат, Кузнецкий Мост, Столешников переулок, Садовое кольцо) составляет от 7 до 10 тыс. долларов США за м2 в год, что выше стоимости аренды торговых площадей на via Montenapoleone и via Spiga в Милане. Поэтому в России первоначальный капитал для запуска нового бизнеса в сфере моды должен быть очень внушительным. 
  
Оценка творческих индустрий России

В Докладах 2008 и 2010 имеются данные по импорту и экспорту персональных услуг в сфере культуры и развлечений. Эта категория включает гонорары, связанные с производством фильмов, радио и телевизионных программ, гонорары актерам, режиссерам, продюсерам и пр. Данные по объему экспорта позволяют сделать выводы о том, какие страны предоставляют наиболее благоприятные условия для работы «творческого класса». Как видно из Диаграммы 13, абсолютным лидером на сегодняшний день являются США. Поэтому не случайно, что во многих программных документах Европейского Союза говорится о проблеме оттока творческой молодежи в США. Статистика наглядно демонстрирует растущую конкуренцию между странами за умных, образованных и талантливых людей, способных создавать, продвигать и реализовывать оригинальные творческие продукты. Именно с этим связаны все новые программы по поддержке творческих индустрий, которые инициируются по всему миру.

Эти данные подтверждают вывод, который можно сделать и на основе экспертных оценок: в России, судя по динамике экспорта – импорта персональных услуг в сфере культуры и развлечений (см. Диаграмму 14, составленную на основе Докладов 2008 и 2010), «творческого класса» явно недостаточно. Он «утекает» из России, поэтому эти услуги импортируются, при этом импорт превышает экспорт больше, чем в два раза. Эта же диаграмма позволяет сделать вывод о необходимости поддержки «отечественного творческого производителя».

Следует подчеркнуть, что инвестиции в создание качественного отечественного творческого продукта, как правило, находятся за пределами сферы интересов зарубежных инвесторов. Это прерогатива государства или частная инициатива отечественных бизнесменов. В современном мире становится выгодно готовить своих программистов, актеров, дизайнеров, то есть развивать собственный креативный потенциал. Но чтобы сделать его конкурентоспособным и привлекательным для инвесторов, нужны стартовые вложения со стороны государства, необходимы стимулы для развития и, прежде всего, финансовые и налоговые. Зарубежным компаниям интересно инвестировать в уже имеющиеся, активизированные ресурсы, а не в творческий потенциал. И если такой потенциала не создавать, придется, как и прежде, зарабатывать на продаже природных ресурсов и эксплуатировать дешевую рабочую силу.
 
Поддержка творческих индустрий

Какой должна быть эта поддержка? Какого рода инвестиции необходимы в первую очередь? Какие проекты будут ключевыми и смогут сформировать необходимые «точки роста»? Ниже перечислены те направления, которые представляются актуальными для всех рассмотренных секторов и для российских творческих индустрий в целом.
 
Политические и законодательные решения по поддержке творческих индустрий. Развитие творческих индустрий – это, прежде всего, политическое решение, значимый приоритет культурной политики и государственной политики в целом. Признание ведущей роли творческого сектора и творческого класса демонстрирует политическую волю двигаться в сторону постиндустриального развития (в противовес концепции «энергетической державы», чье могущество построено на экспорте природных ресурсов). Сегодня целый ряд развитых стран уже принял такое решение – достаточно упомянуть программы Creative State в Австралии или стратегию «Творческая Британия» [16]. Помимо общего политического направления необходим целый ряд более конкретных, но очень весомых решений (начиная с отмены визового режима для преодоления изоляции России от международных культурных рынков и заканчивая созданием системы льготного налогообложения, упрощением бюрократических процедур и доступом к финансовым ресурсам для творческих бизнесов).
 
Отдельно следует сказать о внедрении современных форм статистической отчетности и ведении сателлитного статистического учета в сфере творческих индустрий на всех уровнях. Это позволит проводить международные сопоставления.

Модернизация образования в сфере творческих индустрий. Необходимы инвестиции в образование, прежде всего – в модернизацию образовательного процесса. Наиболее существенным видится развитие образования в сфере менеджмента творческих предприятий, экономики культуры, а также специализированного образования в области дизайна, рекламы, моды, кино и т.д., позволяющее решить проблемы дефицита не только управленческих, но и технических кадров в этих отраслях. Основными принципами модернизации должны стать современные стандарты обучения, высокий уровень преподавания, связь образования с практикой творческих индустрий.

Поддержка малого бизнеса и создание бизнес-инкубаторов в сфере творческих индустрий. Очевидно, что развитие творческих индустрий в России будет тормозиться до тех пор, пока не налажено развитие малого и среднего бизнеса в целом. Возможность начать и вести свой бизнес-проект – ключевое и необходимое условие роста творческой экономики. Важным является создание бизнес-инкубаторов для творческих предпринимателей, которых пока в России не существует вовсе.

Отдельно стоит заметить, что вступление России во Всемирную торговую организацию сделает гораздо более драматичной не только статистику по автомобильной промышленности, но данные о сфере культуры и творческих индустрий, поскольку высокие таможенные пошлины пока еще отчасти защищают отечественного производителя от давления импорта. Следует напомнить, что государство постоянно предпринимает попытки реанимировать отечественное автомобилестроение, а сектор творческих индустрий находится вне зоны внимания властей.

Поддержка инфраструктурных и сетевых проектов в сфере творческих индустрий. Проведение регулярных форумов, встреч, создание специализированных онлайн-ресурсов, ресурсных центров для молодых предпринимателей, наличие постоянно действующей исследовательской программы могут стать важными практическими шагами по развитию творческих индустрий в России.

Развитие международных исследований и проектов. Необходимы сравнительные исследования программ поддержки творческих индустрий в разных странах для выработки политических и законодательных инициатив и приглашения зарубежных специалистов для внедрения лучших образовательных практик. Опыт работы авторов исследования в регионах говорит, что в российских городах есть дефицит творческих инициатив. Уместно вспомнить опыт Китая, где отсутствие собственных творческих компаний решили заместить приглашением зарубежных предпринимателей. Это не просто «заполнило пустоту», но и дало возможность местным предпринимателям познакомиться с новыми практиками работы, качественно обновить свою деятельность. Следует отметить, что успешные международные проекты строятся на «трех китах»: образовательные инициативы, совместные проекты творческих людей из разных стран и международные исследования.

Именно так создается новая реальность в современном глобальном мире, и можно утверждать, что творческие индустрии являются не только важной частью этой реальности, но и той зоной развития, в которой рождается завтрашний образ общества и экономики.


* Статья подготовлена по материалам выступления на Международной научной конференции «Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций» (17–18 октября 2011 г., Москва).

 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] Исследование проводилось в рамках совместного финско-российского проекта «Креативный компас» (см. http://www.rusin.fi/ru/the_creative_compass_project/index.htm). Материалы опубликованы на английском языке: Zelentsova E., Melvil E. Creative Industries. Russian Profile [Электронный ресурс] / Creative Industries Agency, Moscow; Institute for Russia and Eastern Europe. Helsinki: Creative Compass Project Publication, 2011. 56 p. URL: http://www.rusin.fi/ru/the_creative_compass_project/index.htm
 (дата обращения: 15.12.2011).

[2] Creative Economy Report 2008: The challenge of assessing the creative economy towards informed policy-making [Электронный ресурс] / United Nations Conference on Trade and Development. UN, 2008. URL: http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf
(дата обращения: 15.12.2011). Creative Economy Report 2010: Creative Economy: a feasible development option [Электронный ресурс] / United Nations Conference on Trade and Development. UN, 2010. URL: http://www.unctad.org/en/docs/ditctab20103_en.pdf (дата обращения: 15.12.2011).

[3] Албания, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Хорватия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Македония, Молдавия, Румыния, Россия, Таджикистан и Украина.

[4] Доля России в экспорте стран с переходной экономикой по состоянию на 2005 г.: музыка – 50,86%; производство кинофильмов – 70,49%; дизайн: графика и архитектура – 38,2%, мода – 25,94%, изделия из стекла – 28,16%, интерьер – 21,6%, ювелирные украшения – 61,01%, игрушки –18,03%; новые медиа: видеоигры – 33,45%, онлайн загрузки звука и изображений – 85,16%; визуальные искусства: живопись – 0,62%, фотография – 21,91%, скульптура – 87,38%, антиквариат – 0,0%.

[5] Доля России в импорте стран с переходной экономикой по состоянию на 2005 г.: музыка – 22,08%; производство кинофильмов – 16,13%; дизайн: графика и архитектура – 33,40%, мода – 49,86%, изделия из стекла – 58,33%, интерьер – 45,13%, ювелирные украшения – 12,42%, игрушки – 63,58%; новые медиа: видеоигры – 47,72%, онлайн загрузки звука и изображений – 14,5%; визуальные искусства: живопись – 61,78%, фотография – 34,14%, скульптура – 53,75%, антиквариат – 82,16%.

[6] Доля кинопродукции составляет 1,11% от общего объема в экспорте аудиовизуальных искусств, доля импорта кинопродукции составляет 1,17%.

[7] Подробнее см.: Зеленцова Е., Мельвиль Е. Культурная политика и экономика культуры: тезисы для сборки региональных стратегий. М., 2010. С. 71.

[8] Там же.

[9] По данным Росстата, экспорт России в 2008 г. достиг 467,6 млрд дол. США, импорт – 267,1 млрд дол. США. См.: Российский статистический ежегодник, 2010 г. [Электронный ресурс] / Федерал. служба гос. статистики. М., 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-47.htm
(дата обращения: 15.12.2011).

[10] См.: Интернет в России: темпы проникновения и типы использования / Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. 2010. 6 апр.
URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13386 (дата обращения: 15.12.2011).
  
[11] Обзор опубликован: Исследование PricewaterhouseCoopers: всемирная индустрия развлечений и СМИ — прогноз на 2010–2014 гг. // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. 2010. 15 июня.
URL: http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577 (дата обращения: 15.12.2011).

[12] Книги онлайн, газеты и периодические издания онлайн, музыкальные аудио загрузки, поточный аудио контент, фильмы и другие видео загрузки, поточный видео контент, онлайн игры, программное обеспечение онлайн.

[13] Учитываются лицензии: на прокат видеолент и дисков; на права использования программного обеспечения и баз данных; на право использования развлекательного контента (литературные или художественные произведения); на право использования исследований и разработок; на другие продукты интеллектуальной собственности.

[14] Наиболее заметными издателями и дистрибьюторами игр в России являются «1С», «Бука», «Руссобит», «Новый Диск»; крупным ретейлером является компания «ГеймЗон», владеющая 50 магазинами в 35 городах России.

[15] По данным издания «Картирование творческих индустрий: инструменты анализа и оценки» (М., 2011), из четырех европейских стран – Великобритании, Франции, Германии и Испании – только в Великобритании мода отнесена к творческим индустриям (С. 39).
 
 
© Зеленцова Е. В., 2011
© Мельвиль Е. Х., 2011

Статья поступила в редакцию 25 ноября 2011 г.

Зеленцова Елена Валентиновна,
кандидат культурологии,
директор агентства «Творческие индустрии»,
e-mail: lz@creativeindustries.ru  

Мельвиль Елена Хасымована,
заместитель директора агентства «Творческие индустрии»,
e-mail: mex@creativeindustries.ru